сегодня:
12
августа
2020 года
Архивный отдел Администрации г. Челябинска

Челябинский городской Совет народных депутатов

Номер фонда: 
65
Начальная дата: 
1935
Конечная дата: 
1993
Состав документов: 
приказы и распоряжения по личному составу, личные дела, списки работников, лицевые счета и расчетные ведомости по заработной плате.
Документы по личному составу (ед. хр.): 
202

Историческая справка

Челябинский городской Совет рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и исполком горсовета были избраны 17 ноября 1919 г. После избрания Совета Челябинский военно-революционный комитет передал ему свои полномочия. Исполком Челябинского горсовета состоял из 3-х человек: председателя, товарища председателя и секретаря.
Вся работа горсовета распределялась между его отделами и секциями: административная, финансово-налого­вая, народного образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, торгово-кооперативная. Структура секций со временем менялась в соответствии с местными условиями. Челябинский горсовет через свои секции строил работу в соответствии с задачами по улучшению хозяй­ственного и культурного состояния города и улучшения быта трудящих­ся, вовлекая в эту работу широкие массы трудящихся.
Перед Советом стояли большие задачи. В области народного образования - борьба с детской беспризорностью, всеобуч; в области здравоохранения - строительство горбольницы, создание скорой помощи, вместо разъездной и др. В области благоустройства - освещение, подъездные пути и др.

7 декабря 1925 г. ВЦИК утвердил «Положение о горсоветах». Оно предусматривало организацию горсоветов во всех городах и рабочих поселках, обеспечивало представительство городских Советов на съездах Советов, начиная с волостного и кончая Всероссийским съездом Советов. Горсоветы были переведены на самостоятельный бюджет, получили кредитные права и права юридического лица. В обязанности горсоветов вменялось принятие мер к повышению культурно-хозяйственного уровня жизни горожан. О своей работе Советы отчитывались перед избирателями, получая от них возможные указания. Для руководства городским хозяйством был образован коммунальный отдел. Секции имели широкий круг обязанностей, каждая по своей отрасли, и большие права. При несогласии с решением президиума горсовета, секция могла вывести спорный вопрос на обсуждение Совета. Во главе каждой секции стояло бюро, в состав которого включался руководитель соответствующей отрасли работы городского Совета. Новые преобразования горсоветов в период реконструкции на­родного хозяйства и наступления социализма по всему фронту протекали по линии дальнейшего расширения их функций и компетенций, особенно в области хозяйственно-организаторской и культурно-просветительной работы, укрепления финансово-материальной базы Сове­тов, дальнейшего развития их исполнительных органов и подъеме на новую высоту массовой работы. Это потребовало развертывания мас­совых органов Советов. Такими органами являлись секции и депутатские группы.

В феврале 1928 г. ЦИК принял «Основные положения об организации в СССР советов городских, крестьянских и красноармейский депутатов» Согласно этому положению за горсоветами были закреплены все предприятия, имеющие городское значение. Наряду с промышленными предприятиями горсоветам передавались школы, больницы, прачечные и другие учреждения культурно-бытового обслуживания. Все это еще более укрепило материальное положение и бюджет горсоветов.
При Челябинском городском Совете были организованы самостоятельные отделы: народного образования, здравоохранения, финансовый, коммунального хозяйства и административная часть. Все городское имущество и предприятия городского значения были переданы в ведение городского Совета. Горсовет стал действительным хозяином городской жизни. Оживилась массовая работа Челябинского го­родского Совета. Секции являлись одной из основных форм вовлече­ния трудящихся масс в советское строительство. Они широко привлекали трудящиеся массы к обсуждению рассматриваемых секционных вопросов. Помимо депутатов в составе секций на правах членов в 1928 г. работало 122 человека, на заседаниях пленумов секций участвовало 2197 человек.
Большое значение в обсуждении нужд населения и налаживания связи с избирателями имела организация депутатских групп на предприятиях. Эти группы учитывали запросы, требования и жалобы избирателей и переносили их на решение в горсовет. Впервые депутатские группы были организованы на заводе им. Колющенко, на чаеразвесочной фабрике и в 171 полку. Принятое ВЦИК и СНК 20 января 1933 г. «Положение о городских Советах» значительно расширило компетенции городских Советов, особенно в области народнохозяйственного планирования, социалистической реконструкции народного хозяйства, снабжения, социально-культурного строительства.
В положении подчеркивалась большая роль секции в привлечении масс к управлению государством путем  практического участия в работе Советов. Придавалось большое значение депутатским группам - ячейкам городских Советов на предприятиях. Задача этих групп - организация рабочих на лучшее выполнение производственных заданий и привлечение коллективов предприятий к работе горсоветов.

Роль Челябинского городского Совета повысилась после образования Челябинской области и превращения Челябинска в крупный индустриальный город с населением свыше 250 тыс. человек, в центр области. Основная задача горсовета в этот период заключалась в ликвидации отставания по жилищному и коммунальному хозяйству и превращении Челябинска в образцовый культурный город. Горсовет успешно справлялся с этими задачами. С 1936 по 1939 годы фондообразователь имел название Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Для приближения Советов к трудящимся и улучшения их культурно-бытового обслуживания решением партии и правительства в г. Челябинске было организовано 5 районных Советов. На I июля 1938 г. в городе насчитывалось 83 депутатских груп­пы. По сравнению с 1937 г. их состав возрос. Депутатские группы организовывали борьбу за выполнение наказов избирателей, способ­ствовали улучшению работы предприятий, благоустройству рабочих поселков, привлечению населения к активному участию в политической и экономической жизни города. Таким образом, в работу городских Советов вовлекались новые сотни и тысячи рабочих. Секции и депутатские группы все более превращались в массовый аппарат осуществления политики партии и правительства. Работа секций и депутатских групп имела много достижений. Вокруг них объединялся замечательный производственный и советский актив. Все это давало возможность Советам успешно решать сложные и трудные задачи социалистической реконструкции народного хозяй­ства.

С принятием Конституции 1936 г. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся, так как с победой социализма Советы представляли все население страны без всяких организаций. Но на местах это произошло в декабре 1939 г. после выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. С января 1940 года фондообразователь назывался Челябинский городской Совет депутатов трудящихся.
После принятия Конституции 1936 г. секции местных Советов были заменены постоянными комиссиями по основным отраслям хозяйственной и культурной жизни. 3 января 1940 г. состоялась I сессия Челябинского городского Совета депутатов трудящихся. На этой сессии горсовет утвердил семь постоянно действующих комиссий при Челябинском горсовете: школьная, коммунальная, торговая, здравоохранения, финансовая, социального обеспечения, местной промышленности. В дальнейшем структура комиссий изменялась. Были образованы новые комиссии: оборонная, плановая, торговли и общественного пи­тания, по культпросветработе, по социалистической законности и охране общественного порядка и др. Цель этих комиссий - вовлечение депутатов в решение вопросов, стоящих перед горсоветом, контроль выполнения решений сессий горсовета и вышестоящих организаций, а также контроль работы отделов горисполкома.
В период Великой Отечественной войны горсовет подчиняет свою работу условиям военного времени, достижению скорейшей победы над врагом. Он помогает обеспечить армию необходимым пополнением, вооружением, обмундированием, продуктами питания. Челябинский горсо­вет провел большую работу по размещению и пуску перебазированных на Урал промышленных предприятий, по трудоустройству семей фронтовиков и инвалидов войны.
В послевоенные годы Совет решает задачи восстановления и раз­вития народного хозяйства. В эти годы несколько ослабла роль Советов как органов народовластия: редко созывались сессии, нарушалась отчетность депутатов перед избирателями и исполкомов перед избрав­шими их Советами. 22 января 1957 г. ЦК КПСС было принято постанов­ление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», которое способствовало оживлению деятельности Советов. В дальнейшем с каждым годом повышается роль и активность Советов в решении вопросов хозяйственного и культур­ного строительства, регулярно созываются сессии, шире применяется отчетность депутатов и исполкомов.

7 октября 1977 года фондообразователь был переименован в Челябинский городской Совет народных депутатов.
В 1980-е годы Челябинский горисполком является исполнительным и распо­рядительным органом городского Совета народных депутатов общей компетенции и вместе с тем выступает в качестве органической части единой системы органов государственного управления. Исполком непосредственно подотчетен избравшему его Совету и облисполкому. Горисполком реализует решения избравшего его Совета и вышестоящих государственных органов и в пределах предоставленных ему прав издает акты, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Челябинский горисполком созывает и готовит сессии Совета, организовывает предварительное обсуждение проектов решения Совета по важнейшим вопросам на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. В период между сессиями Совета он координирует работу постоянных комиссий и содействует депутатам в осуществлении их полномочий.
Важнейшими обязанностями горисполкома является подготовка и представление на утверждение Совета годовых и перспективных планов экономического и социального развития и ежегодного бюджета и принятие мер к их реализации; представление Совету отчетов о выполнении планов и об исполнении бюджета, а такие докладов о ходе их осуществления. Исполком обеспечивает исполнение других решении Совета и вышестоящих государственных органов; представляет на рассмотрение Совета план мероприятий по выполнению наказов избирателей и организует их исполнение.
Челябинский горисполком руководит своими отделами и управлениями, предприятиями, учреждениями и организациями городского подчинения.
Горисполком обеспечивает на своей территории осуществление мероприятий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, областной и городской Советы, а также в районные народные суды.
Для реализации своих функций горисполком имеет материально-финансовую базу, аппарат штатных работников, юридические средства, использует местные ресурсы и возможности, опирается на широкий актив населения.

Структура исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов согласно штатному расписанию на конец 1985 года следующая:
- руководство: председатель исполкома, первый заместитель председателя исполкома, заместитель председателя, секретарь исполкома;
- оргинструкторский отдел;
- общий отдел;
- отдел по учету и распределению жилого фонда;
- оранспортный отдел. (ГУ ОГАЧО, ф Р-220, оп. 19, д. 1112, л. 1-2)

За период с 1987 по 1990 годы изменений в названии в подчиненности фондообразователя не было. Изменения произошли в 1990 году в структуре горисполкома и Совете народных депутатов. В Совете народных депутатов в соответствии со ст.4 временного положения «О председателях и президиумах местных Советов народных депутатов РСФСР» образован Президиум. В горисполкоме оргинструкторский отдел переименован в отдел по вопросам работы Совета и постоянных комиссий.

В I989 году в городском Совете народных депутатов работало 15 постоянно действующих комиссий:
- Планово-бюджетная комиссия
- Комиссия по торговле и общественному питанию
- Комиссия по народному образованию
- Комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению
- Комиссия по культурно-просветительной работе
- Комиссия по бытовому обслуживанию населения
- Комиссия по промышленности и производству товаров народного потребления
- Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству
- Комиссия по жилищному и культурно-бытовому строительству
- Комиссия по транспорту и связи
- Комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка
- Комиссия по благоустройству и охране природы
- Комиссия по делам молодежи
- Комиссия по спортивно-массовой и оборонной работе
- Комиссия по развитию подсобных хозяйств и оказанию шефской помощи селу.

В 1991 году произошли изменения в структуре совета и его исполнительного комитета в связи с коренными изменениями в структуре Российского Правительства из-за распада СССР вследствие попытки августовского (1991 г.) переворота по инициативе ГК ЧП.
Структура и деятельность Совета подвергалась изменению во исполнение:
I) постановления Верховного Совета
2) постановления Верховного Совета РСФСР № 1125 от 21 августа 1991 года «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР»;
3) Указа президиума Верховного Совета РСФСР № 1185 от 6 сентября 1991 года «О выборах глав местной администрации на территории районов, городов, поселков и сельсоветов»;
4) Указа Президента РСФСР № 1677 от 25 ноября 1991 года «О порядке назначения глав администраций» (в срок до 15 декабря 1991 года)
(см. ведомости ВС РСФСР за 1991 год).

Городской Совет народных депутатов ликвидирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1617 от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов самоуправления в Российской Федерации» и в связи с постановлением Главы администрации города № 1229 от 12 октября 1993 года (см. ведомости ВС РСФСР за 1993 год).

История фондообразователя составлена на основании предисловий к фонду ГУ ОГАЧО Р-220 «Челябинский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет» за 1921 – 1960 годы, 1980 – 1986 годы, 1987 – 1990 годы и за 1991 – 1993 годы.

Состав документов

Опись № 1 дел по личному составу (приказы, распоряжения по личному составу, личные дела работников, списки работников исполкома и его отделов) за январь 1935 - октябрь 1993 года (159 ед. хр.);
Опись № 2 по личному составу (лицевые счета, расчетные ведомости по заработной плате) за 1957 – октябрь 1993 года (43 ед. хр).