сегодня:
21
ноября
2024 года
Архивный отдел Администрации г. Челябинска

Челябинский городской Совет народных депутатов

Номер фонда: 
65
Начальная дата: 
1935
Конечная дата: 
1993
Состав документов: 
приказы и распоряжения по личному составу, личные дела, списки работников, лицевые счета и расчетные ведомости по заработной плате
Документы по личному составу (ед. хр.): 
210

Переименования

Челябинский городской Совет рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и его исполнительный комитет (17.11.1919 – [1936])
Челябинский городской Совет рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов и его исполнительный комитет ([1936] – [01.1940])
Челябинский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет ([01.1940]– 07.10.1977)
Челябинский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет (07.10.1977 – 05.11.1991)
Челябинский городской Совет народных депутатов (05.11.1991 – 22.10.1993)

Историческая справка

Челябинский городской Совет рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и исполком горсовета были избраны 17 ноября 1919 года.
После избрания Совета Челябинский военно-революционный комитет передал ему свои полномочия. Исполком Челябинского горсовета состоял из 3-х человек: председателя, товарища председателя и секретаря.
Вся работа горсовета распределялась между его отделами и секциями: административная, финансово-налого­вая, народного образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, торгово-кооперативная. Структура секций со временем менялась в соответствии с местными условиями. Челябинский горсовет через свои секции строил работу в соответствии с задачами по улучшению хозяй­ственного и культурного состояния города и улучшения быта трудящих­ся, вовлекая в эту работу широкие массы трудящихся.
Перед Советом стояли большие задачи. В области народного образования - борьба с детской беспризорностью, всеобуч; в области здравоохранения - строительство горбольницы, создание скорой помощи, вместо разъездной и др. В области благоустройства - освещение, подъездные пути и др.

7 декабря 1925 г. ВЦИК утвердил «Положение о горсоветах». Оно предусматривало организацию горсоветов во всех городах и рабочих поселках, обеспечивало представительство городских Советов на съездах Советов, начиная с волостного и кончая Всероссийским съездом Советов. Горсоветы были переведены на самостоятельный бюджет, получили кредитные права и права юридического лица. В обязанности горсоветов вменялось принятие мер к повышению культурно-хозяйственного уровня жизни горожан. О своей работе Советы отчитывались перед избирателями, получая от них возможные указания. Для руководства городским хозяйством был образован коммунальный отдел. Секции имели широкий круг обязанностей, каждая по своей отрасли, и большие права. При несогласии с решением президиума горсовета, секция могла вывести спорный вопрос на обсуждение Совета. Во главе каждой секции стояло бюро, в состав которого включался руководитель соответствующей отрасли работы городского Совета. Новые преобразования горсоветов в период реконструкции на­родного хозяйства и наступления социализма по всему фронту протекали по линии дальнейшего расширения их функций и компетенций, особенно в области хозяйственно-организаторской и культурно-просветительной работы, укрепления финансово-материальной базы Сове­тов, дальнейшего развития их исполнительных органов и подъеме на новую высоту массовой работы. Это потребовало развертывания мас­совых органов Советов. Такими органами являлись секции и депутатские группы.

В феврале 1928 г. ЦИК принял «Основные положения об организации в СССР советов городских, крестьянских и красноармейский депутатов» Согласно этому положению за горсоветами были закреплены все предприятия, имеющие городское значение. Наряду с промышленными предприятиями горсоветам передавались школы, больницы, прачечные и другие учреждения культурно-бытового обслуживания. Все это еще более укрепило материальное положение и бюджет горсоветов.
При Челябинском городском Совете были организованы самостоятельные отделы: народного образования, здравоохранения, финансовый, коммунального хозяйства и административная часть. Все городское имущество и предприятия городского значения были переданы в ведение городского Совета. Горсовет стал действительным хозяином городской жизни. Оживилась массовая работа Челябинского го­родского Совета. Секции являлись одной из основных форм вовлече­ния трудящихся масс в советское строительство. Они широко привлекали трудящиеся массы к обсуждению рассматриваемых секционных вопросов. Помимо депутатов в составе секций на правах членов в 1928 г. работало 122 человека, на заседаниях пленумов секций участвовало 2197 человек.
Большое значение в обсуждении нужд населения и налаживания связи с избирателями имела организация депутатских групп на предприятиях. Эти группы учитывали запросы, требования и жалобы избирателей и переносили их на решение в горсовет. Впервые депутатские группы были организованы на заводе им. Колющенко, на чаеразвесочной фабрике и в 171 полку. Принятое ВЦИК и СНК 20 января 1933 г. «Положение о городских Советах» значительно расширило компетенции городских Советов, особенно в области народнохозяйственного планирования, социалистической реконструкции народного хозяйства, снабжения, социально-культурного строительства.
В положении подчеркивалась большая роль секции в привлечении масс к управлению государством путем практического участия в работе Советов. Придавалось большое значение депутатским группам - ячейкам городских Советов на предприятиях. Задача этих групп - организация рабочих на лучшее выполнение производственных заданий и привлечение коллективов предприятий к работе горсоветов.

Роль Челябинского городского Совета повысилась после образования Челябинской области и превращения Челябинска в крупный индустриальный город с населением свыше 250 тыс. человек, в центр области. Основная задача горсовета в этот период заключалась в ликвидации отставания по жилищному и коммунальному хозяйству и превращении Челябинска в образцовый культурный город. Горсовет успешно справлялся с этими задачами. С 1936 по 1939 годы фондообразователь имел название Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Для приближения Советов к трудящимся и улучшения их культурно-бытового обслуживания решением партии и правительства в г. Челябинске было организовано 5 районных Советов. На 1 июля 1938 года в городе насчитывалось 83 депутатских группы. По сравнению с 1937 годом их состав возрос. Депутатские группы организовывали борьбу за выполнение наказов избирателей, способ­ствовали улучшению работы предприятий, благоустройству рабочих поселков, привлечению населения к активному участию в политической и экономической жизни города. Таким образом, в работу городских Советов вовлекались новые сотни и тысячи рабочих. Секции и депутатские группы все более превращались в массовый аппарат осуществления политики партии и правительства. Работа секций и депутатских групп имела много достижений. Вокруг них объединялся замечательный производственный и советский актив. Все это давало возможность Советам успешно решать сложные и трудные задачи социалистической реконструкции народного хозяй­ства.

С принятием Конституции 1936 г. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся, так как с победой социализма Советы представляли все население страны без всяких организаций. Но на местах это произошло в декабре 1939 г. после выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. С января 1940 года фондообразователь назывался Челябинский городской Совет депутатов трудящихся.
После принятия Конституции 1936 г. секции местных Советов были заменены постоянными комиссиями по основным отраслям хозяйственной и культурной жизни. 3 января 1940 г. состоялась I сессия Челябинского городского Совета депутатов трудящихся. На этой сессии горсовет утвердил семь постоянно действующих комиссий при Челябинском горсовете: школьная, коммунальная, торговая, здравоохранения, финансовая, социального обеспечения, местной промышленности. В дальнейшем структура комиссий изменялась. Были образованы новые комиссии: оборонная, плановая, торговли и общественного пи­тания, по культпросветработе, по социалистической законности и охране общественного порядка и др. Цель этих комиссий - вовлечение депутатов в решение вопросов, стоящих перед горсоветом, контроль выполнения решений сессий горсовета и вышестоящих организаций, а также контроль работы отделов горисполкома.
В период Великой Отечественной войны горсовет подчиняет свою работу условиям военного времени, достижению скорейшей победы над врагом. Он помогает обеспечить армию необходимым пополнением, вооружением, обмундированием, продуктами питания. Челябинский горсо­вет провел большую работу по размещению и пуску перебазированных на Урал промышленных предприятий, по трудоустройству семей фронтовиков и инвалидов войны.
В послевоенные годы Совет решает задачи восстановления и раз­вития народного хозяйства. В эти годы несколько ослабла роль Советов как органов народовластия: редко созывались сессии, нарушалась отчетность депутатов перед избирателями и исполкомов перед избрав­шими их Советами. 22 января 1957 г. ЦК КПСС было принято постанов­ление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», которое способствовало оживлению деятельности Советов. В дальнейшем с каждым годом повышается роль и активность Советов в решении вопросов хозяйственного и культур­ного строительства, регулярно созываются сессии, шире применяется отчетность депутатов и исполкомов.

7 октября 1977 года фондообразователь был переименован в Челябинский городской Совет народных депутатов.
В 1980-е годы Челябинский горисполком является исполнительным и распорядительным органом городского Совета народных депутатов общей компетенции и вместе с тем выступает в качестве органической части единой системы органов государственного управления. Исполком непосредственно подотчетен избравшему его Совету и облисполкому. Горисполком реализует решения избравшего его Совета и вышестоящих государственных органов и в пределах предоставленных ему прав издает акты, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Челябинский горисполком созывает и готовит сессии Совета, организовывает предварительное обсуждение проектов решения Совета по важнейшим вопросам на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. В период между сессиями Совета он координирует работу постоянных комиссий и содействует депутатам в осуществлении их полномочий.
Важнейшими обязанностями горисполкома является подготовка и представление на утверждение Совета годовых и перспективных планов экономического и социального развития и ежегодного бюджета и принятие мер к их реализации; представление Совету отчетов о выполнении планов и об исполнении бюджета, а такие докладов о ходе их осуществления. Исполком обеспечивает исполнение других решении Совета и вышестоящих государственных органов; представляет на рассмотрение Совета план мероприятий по выполнению наказов избирателей и организует их исполнение.
Челябинский горисполком руководит своими отделами и управлениями, предприятиями, учреждениями и организациями городского подчинения.
Горисполком обеспечивает на своей территории осуществление мероприятий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, областной и городской Советы, а также в районные народные суды.
Для реализации своих функций горисполком имеет материально-финансовую базу, аппарат штатных работников, юридические средства, использует местные ресурсы и возможности, опирается на широкий актив населения.

Структура исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов согласно штатному расписанию на конец 1985 года следующая:
- руководство: председатель исполкома, первый заместитель председателя исполкома, заместитель председателя, секретарь исполкома;
- оргинструкторский отдел;
- общий отдел;
- отдел по учету и распределению жилого фонда;
- транспортный отдел. (ОГАЧО, ф. Р-220, оп. 19, д. 1112, л. 1–2)

В 1990 году произошли следующие изменения: в горсовете в соответствии со ст.4 временного положения «О председателях и президиумах местных Советов народных депутатов РСФСР» образован Президиум; в горисполкоме оргинструкторский отдел переименован в отдел по вопросам работы Совета и постоянных комиссий.

В I989 году в городском Совете народных депутатов работало 15 постоянно действующих комиссий:
– Планово-бюджетная комиссия
– Комиссия по торговле и общественному питанию
– Комиссия по народному образованию
– Комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению
– Комиссия по культурно– просветительной работе
– Комиссия по бытовому обслуживанию населения
– Комиссия по промышленности и производству товаров народного потребления
– Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству
– Комиссия по жилищному и культурно-бытовому строительству
– Комиссия по транспорту и связи
– Комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка
– Комиссия по благоустройству и охране природы
– Комиссия по делам молодежи
– Комиссия по спортивно-массовой и оборонной работе
– Комиссия по развитию подсобных хозяйств и оказанию шефской помощи селу.

В 1991 году в структуре горсовета и горисполкома произошли изменения из-за распада СССР вследствие попытки августовского переворота по инициативе ГК ЧП.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 01.11.1991 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» распоряжением Главы Администрации Челябинской области от 05.11.1991 № 16– р Главой Администрации города Челябинска назначен Тарасов Вячеслав Михайлович. (ОГАЧО, ф. Р-700, oп. 1, д. 3, л. 32).
Указом Президента РСФСР от 11.12.1991 «О назначении глав администраций городов – областных и краевых центров РСФСР» было подтверждено назначение Тарасова Вячеслава Михайловича Главой администрации города Челябинска Челябинской области. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, № 51, 19.12.1992, ст. 1822).
Основываясь на положениях Указа Президента РСФСР от 22.08.1991 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» о том, что «…С момента назначения на должность Главы администрации считаются прекращенными полномочия исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Глава администрации является правопреемником соответствующего исполнительного комитета Совета народных депутатов», Глава Администрации является правопреемником Челябинского горисполкома.

Челябинский городской Совет народных депутатов ликвидирован с временной передачей функций Администрации города Челябинска на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Главы Администрации города Челябинска от 12.10.1993 № 1229 «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» (ф. 2, оп. 1, д. 61, л. 136–138)

Состав документов

Опись № 1 дел по личному составу за 1935 – октябрь 1993 года (167 ед. хр.):
– распоряжения, приказы по личному составу (горсовет) за 1935–1972, апрель 1990–октябрь 1993 года;
– распоряжения, приказы по личному составу (горисполком) за 1973–1991 годы;
– личные дела работников горсовета, уволенных в 1991–1993 годах;
– личные дела работников горисполкома, уволенных в 1941–1992 годах;
– личные дела номенклатурных работников, утверждаемых в должности решением горисполкома без даты увольнения;
– сведения (списки) об укомплектовании и движении кадров в аппарате, отделах, управлениях и трестах горисполкома за 1940–1945 годы;
– списки работников горисполкома за 1943, 1944 и 1948 годы.
Опись № 2 по личному составу за 1957 – октябрь 1993 года (43 ед. хр.): лицевые счета, расчетные ведомости по заработной плате за 1957, 1959–1961, 1963–1964, 1967, 1969 – октябрь 1993 года.