сегодня:
20
июня
2021 года
Архивный отдел Администрации г. Челябинска

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской"

Номер фонда: 
142
Начальная дата: 
1940
Конечная дата: 
2014
Состав документов: 
Опись № 1: приказы директора дворца по основной деятельности; планы работы дворца; протоколы аппаратных совещаний; документы проведения заседаний педагогического Совета; планы работы и отчеты о работе центров; документы проведения научных конференций; образовательные программы, разработанные педагогами дворца; штатные расписания; бухгалтерские отчеты дворца. Опись № 2: приказы директора дворца по личному составу; лицевые счета по заработной плате. Опись № 3: личные дела уволенных работников.
Управленческие документы (ед. хр.): 
839
Документы по личному составу (ед. хр.): 
1 079

Историческая справка

1940-1969 годы

Дом пионеров в г. Челябинске создан по инициативе большевика Постышева Павла Петровича, который в 1935 года организовал Дом пионеров в городе Харькове.
Челябинский Дом пионеров начал свою работу в феврале 1940 года в школах города. (ф. 142, оп. 1, д. 1, л. 8, д. 45, л. 8).
Уже с 1 сентября 1940 г. в небольшом домике начальной школы № 12 на углу улиц Коммуны и Советской разместились 24 кружка: театральный, хореографический, народных танцев, массовиков-затейников, скульпторов и бутафоров, художественной вышивки, изостудия и др. (ф. 142, оп. 1, д. 1, л. 1).
Но вскоре началась Великая Отечественная война и в здании Дома пионеров сначала были организованы курсы медицинских сестер, а с января 1942 года здание было занято под госпиталь. (ф. 142, оп. 1, д. 45, л. 1).
Преподаватели начали свою педагогическую деятельность вести в школах города и в то же время дежурили вместе с кружковцами на эвакопунктах и в госпиталях, шефствовали над семьями фронтовиков.
Работа преподавателей Дома пионеров в годы войны и послевоенные годы была направлена на развитие интересов и творческих способностей, трудовых навыков и, главное, - на идейное воспитание детей.
В мае 1945 года пионерам города вернули здание. И с 1945 по 1956 годы Дом пионеров находился в одном помещении с Картинной галерей.

В июне 1956 года приказом Министерства просвещения РСФСР от 21.06.1956 № 13-816 Дом пионеров был переименован во Дворец пионеров и школьников. (ф. 142, оп. 1,д. 45, л. 11 д.48, л. З).
При активном участии городского Совета народных депутатов обкома партии, к XX съезду КПСС, было построено здание Дворца пионеров на Алом поле (которое ранее называлось Александровская площадь). 4 ноября 1956 г. состоялось открытие Дворца пионеров и школьников. (ф. 142, оп. 1, д. 14, л. 1)
Во Дворце пионеров работали 8 отделов: политико-массовый, пионерский, техники, художественного воспитания, натуралистической работы, краеведения и туризма, физического воспитания, игротека.
Работа преподавателей отделов обеспечивала "помощь школе, пионерской организации в коммунистическом воспитании детей и всестороннее удовлетворение и развитие детских интересов" (из информации о работе Дворца пионеров и школьников). (ф. 142, оп. 1, д. 14, л. 1)
Разнообразными формами и методами работы Дворец помогал учащимся в закреплении и углублении знаний, содействовал всестороннему развитию их творческих способностей и техническому обучению, являлся методическим центром по вопросам пионерской, внешкольной и внеклассной работы, объединившим свыше 700 пионеров и школьников города Челябинска.(ф. 142, оп. 1, д. 14, л. 3-5) 

Перед Дворцом пионеров и школьников ставилась задача укрепления связи пионерской организации с жизнью - воспитание детей на трудовых и революционных традициях советского народа. Появление законов юного пионера и введение ступеней юного пионера - примерного перечня умений и навыков - определили конкретную деятельность в дальнейшем каждого внешкольного учреждения. (ф. 142, оп. 1, д. 28, л. 2)
На 1 января 1958 года во Дворце работало 114 групп, кружков с охватом 1832 учащихся. Дворец располагал всеми мастерскими и кабинетами с необходимым оборудованием. (ф. 142, оп. 1, д. 28, л. 4)

В последующие годы действует более 100 коллективов: пионерский штаб "Орленок", ансамбль песни и танца; клуб будущих космонавтов, театр-студия "Юность", объединение "Алые паруса" и др. Коллективы Дворца - участники 32 международных и всесоюзных выставок в Москве, Ленинграде, Париже, Вене, Праге и др. городах, участник ВДНХ. (ф. 142, оп. 1, д. 45, л. 2)
С 1963 года развивается сеть разновозрастных профильных объединений, клубов: интернациональной дружбы, "Лениниана", красных следопытов "Орленок", "Юный геолог", "Друзья природы", "Луч" и др. Весь коллектив Дворца начал вести большую работу за право носить им. Н.К. Крупской, оказавшей значительное влияние на развитие народного образования и всей культуры области. В 1962-1963 годах по инициативе Дворца был проведен первый смотр юных талантов, который впоследствии был распространен в области.(ф. 142, оп. 1, д. 220, л. З)
В январе 1964 года при Дворце пионеров совместно с Челябинским педагогическим институтом было создано первое в стране городское научное общество учащихся (НОУ). В нем занимались ежегодно свыше 1000 старшеклассников. Руководили работой НОУ 95 преподавателей институтов и школ. (ф. 142, оп. 1, д. 45, л. 2)
В 1967 году к 50-летию Октября по решению Совета Министров РСФСР за большую разностороннюю работу по коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их познавательных интересов и творческих способностей коллектив Дворца получил право носить имя Надежды Константиновны Крупской. (ф. 142, оп. 1, д. 220, л. 3)

1970 – 1990 годы

В 1970 году Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской стал первым комплексным внешкольным учреждением, опыт которого был рассмотрен и одобрен Министерством просвещения ССР и рекомендован к распространению.
В 1971 году Дворцу и пединститут была присуждена премия ЦК Ленинского комсомола за большую и плодотворную работу по научно-техническому творчеству учащихся.(ф. 142, оп. 1, д. 220, л. 3, д. 233, л. 5)
Дворец пионеров и школьников в 1970-е годы - участник ВДНХ СССР, победитель Всесоюзного смотра внешкольных учреждений, награжден грамотами ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации, Министерства просвещения СССР и РСФСР, медалями ВДНХ, дипломами международных и всесоюзных выставок детского творчества, грамотами областного и городского комитетов партии, комсомола, облисполкома и горисполкома. (ф. 142, оп. 1, д. 220, л. 3)
Объединив свои усилия с вузами, Дворец являлся учебно-методическим центром внешкольного воспитания. Он заботится не только о тех, кто занимается в его стенах, но и оказывает помощь в правильной организации работы по направлениям в районных Домах пионеров и в школах города. Дворец пионеров помогал школам города в политическом, идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения: организовывал смотры Ленинских залов и комнат, школьных краеведческих музеев, музеев боевой, трудовой, пионерской и комсомольской славы, смотры школ художественной самодеятельности, городских конференций комсомольско-пионерского актива, слеты отличников, конкурсы прикладного изобразительного и технического творчества детей. Проводил активную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе коммунистической морали и нравственности, воспитанию уважения к труду, к традициям рабочего класса и стремления в жизни и на деле следовать этим традициям, учиться на них самым мудрым и верным законам и правилам.
В 1977 году Дворец объединяет 7800 учащихся 189 кружков, клубов, секций под руководством 89 педагогов, 215 человек преподавателей вузов, ветеранов, работников предприятий города помогают детям на общественных началах.
В 1980-е годы Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской является главным внешкольным центром города, который направляет, воспитывает и помогает Челябинской пионерии. В 1982 г. в его 500 объединениях занимается уже 11000 учащихся. (ф. 142, оп. 1, д. 233, л. 10).
В эти годы возникают новые требования к деятельности коллективов Дворца пионеров и школьников:
- соответствие задач внешкольной работы перспективам социального и научно-технического прогресса;
- расширение и углубление связей между содержанием среднего образования и овладением учащимися знаниями в свободное время;
- обеспечение единства активизации познавательной деятельности учащихся во внешкольной работе и их идейно-политическое нравственное и эстетическое воспитанием;
- содействие взаимосвязанному развитию общественно-полезной и творческой направленности в работе по формированию личности школьников.(ф. 142, оп. 1, д. 135, л.15)
В 1990 году было разработано положение о Дворце пионеров. Согласно положению он являлся составной частью единой системы народного образования, методической базой областного и городского Советов пионерской организаций и других детских объединений и был предназначен для духовного и физического развития детей, подростков и юношества.
Дворец пионеров и школьников им. Крупской работает под руководством Челябинского городского Совета народных депутатов и действует самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований. Направление работы Дворца: организация и проведение мероприятий, создание условий для развлечения, отдыха и общения учащихся, поддержание социально-значимых инициатив и движений, совершенствование содержания, форм и методов воспитательской деятельности в соответствии с социальным заказом общества и др.

1991 – 1995 годы

В 1991 году решением городского Совета народных депутатов от 20.08.1991 № Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской переименован во Дворец творчества учащейся молодежи с непосредственным подчинением Центру развития образования исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов. В связи с упразднением исполнительных комитетов и образованием администраций, с марта 1993 года Дворец творчества учащейся молодежи в ведомственном отношении подчинялся Комитету по образованию, а с февраля 1994 года - Управлению по делам образования администрации города Челябинска.
Начало 1990-х годов для Дворца пионеров было не простым. Но коллектив выдержал трудности экономического и социального спада в стране, не утерял своих традиций, работал как в прежние годы. Дворец занимался организацией досуга детей, давал возможность развиваться духовно, интеллектуально, физически, активно привлекал детей к техническому, художественному творчеству, помогал в развитии самоуважения, достоинства детей и подростков, а также взаимопонимания и сотрудничества в их среде.
Для того чтобы не утерять своих традиций, работать как в прежние годы, выжить в условиях практически полного отсутствия финансирования со стороны государства, приходилось вносить коррективы в работу. Особое внимание было уделено совершенствованию отношений собственности и хозяйственного механизма. Было разработано положение о хозрасчетной деятельности, предусматривающее оказание платных услуг, как дополнительных, удовлетворяющих потребности учащихся в получении знаний по тем дисциплинам, которых нет в программах общеобразовательных школ, продажу инновационных программ, сдачу в аренду на кратковременный срок помещений т.д. (ф. 142, оп. 1, д. 319, л. 10)
По состоянию на 1 января 1992 года в отчете Дворца отмечено, что имеется 273 кружка: технические - 34, юннатско-биологические - 7, туристскокраеведческие - 14, спортивные - 35, художественного творчества - 107 и др. -76. (ф. 142, оп. 1, д. 291, л. 4)
К 1993 году был наработан пусть небольшой, но опыт существования в новых экономических условиях. Он и позволил в качестве эксперимента перейти в новую организационно- правовую форму - Товарищество с ограниченной ответственностью с арендой государственного имущества для оказания образовательных услуг. Был разработан Устав товарищества и принят решением общего собрания коллектива Дворца. (ф. № 142, оп 1, д.325, л.1-2).
Таким образом, на базе государственного учреждения было образовано товарищество добровольно объединившихся членов трудового коллектива "на основе коллективного труда и самоуправления в целях воспитания и обучения на современном уровне посредством индивидуальной педагогической деятельности, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей молодежи". (Из Устава. (ф. 142,оп. 1, д.321, л 1)
Существование таких форм на базе государственных учреждений было веянием времени и мало что изменило в деятельности Дворца.
Структура подразделений Дворца на 1994-1995 учебный год:
1. Комплекс спортивно-технический и прикладного творчества.
2. Комплекс музыкально-хореографический и организационно-массовой работы. (ф. 142, оп. 1, д. 319, л. 24)
В августе 1995 года происходит вновь смена организационно-правовой формы, связанная с введением федерального Закона "О местном самоуправлении". Приказом начальника Управления по делам образования администрации г. Челябинска было учреждено Муниципальное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества учащейся молодежи"; новая организационно-правовая форма в большей степени соответствовала реалиям времени и задачам педагогического коллектива.(ф. № 142,оп. 1, д. 331, л. 4, д. 324, л. 6)
С 1991 года начался качественно новый этап в жизни и деятельности Дворца. Ушли в прошлое пионерия и комсомол, менялись идеологии, существенно изменилась сама жизнь. Но остались дети, осталось желание педагогов научить, помочь, привить жизненные ценности. Усилия педагогов были направлены на обеспечение образовательного и воспитательного процесса, научно-методическое и психологическое обеспечение авторских программ, формирование и развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка, на выявление и поддержку одаренных детей.
Общие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом Дворца, были следующие:
- организация деятельности Дворца как центра социальной защиты
детей и педагогов и обеспечение условий для их психологического и физического развития;
- формирование и развитие интеллектуального, творческого потенциала ребенка;
- обновление культурно-досуговой деятельности с сохранением клубных форм работы с учетом современных запросов детей и молодежи;
- стимулирование деятельности педагогов Дворца по разработке новых программ, методов, эффективных технологий. Расширение взаимодействия и углубление интеграции Дворца с воспитательными институтами города. (ф. № 142, оп. 1, д. 334, л. 13а).

В 1993 году во Дворце действовало 107 учебных групп, причем все они имели чрезвычайно разветвленные социальные связи с огромным количеством научных, творческих, технических, общественных учреждений и организаций. Отдел научных объединений учащихся сотрудничал с 50-ю организациями, в том числе и солидными научно-исследовательскими институтами. Учебные группы научного общества учащихся действовали не только при Дворце, но и на базе вузов.
В 1993 году в 7 отделах Дворца: музыкально-хореографическом, научных объединений, художественного воспитания, технического творчества, спортивном, информационно-методическом, организационно-массовом занималось более полутора тысяч детей. (ф. № 142,оп.1, д. 323, л. 1)
Начиная с 1993 по 1995 годы происходит последовательная реорганизация структуры Дворца: отделы преобразованы в комплексы:
I. Комплекс инновационных образовательных структур, с 1995 года - научно-образовательный комплекс;
2. Комплекс музыкально-хореографической и организационно-массовой работы;
3. Комплекс спортивно-технического и прикладного творчества.
Каждый комплекс имеет свои внутренние структурные подразделения: отделы, секции, центры, школы и т.д. Кроме того, каждый комплекс состоит из объединений. Так, например, комплекс музыкально-хореографической и организационно-массовой работы в 1994-1995 учебном году имел 14 структурных объединений: ансамбль песни и пляски, хоровой, оркестровый и хореографический коллективы, театральную студию "Гармония", оркестр "Октава", центр спортивно-бального танца "Вероника", дискостудию "Тонус", Фанклуб, студию авторской песни и другие. (ф. № 142,оп. 1, д. 340, л. 1).
В этом комплексе в 1994-1995 учебном году занималось 1021 ребенок, с ними работали 53 педагога. Комплекс включал в себя подразделения: школу здоровья, клуб "Компьютер", театр моды, спортивную секцию УШУ, секцию ритмической гимнастики, И30-студию, школу технического творчества и другие. (ф. № 142, оп. 1, д. 335, л. 1).
Структура Дворца постоянно менялась с учетом конкретных задач и обстоятельств. Комплексы расширялись, образовывались новые, менялись названия. Проследить структуру Дворца по имеющимся документам чрезвычайно трудно, так как в самих документах за одно и то же время наблюдается путаница в названиях. Удалось выяснить по приказам директора Дворца, что в 1998 году существовали:
Комплексы
1. Спортивно-технический комплекс;
2. Музыкально-хореографический комплекс;
3. Научно-образовательный комплекс;
4. Комплекс организационно-досуговой деятельности. (ф. 142, оп. 1, д. 431, л. 34).
Отделы
1. Психологическая лаборатория;
2. Информационно-методический отдел;
3. Отдел досуговой деятельности;
4. Отдел научных объединений учащихся;
5. Отдел здоровья и спорта;
6. Отдел технического и прикладного творчества;
7. Отдел эстетического воспитания. (ф. 142, оп. 1, д. 434, л. 76, 94).

Приказом Управления по делам образования администрации г. Челябинска от 22.08.1995 № 589 Дворец творчества учащейся молодежи переименован в Муниципальное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества учащейся молодежи". (ф. 142, оп. 1, д. 313, л. 6).

1996 – 1998 годы

По сведениям из отчета на 1 января 1996 года во Дворце действует 377 объединений, из которых 6 платных, их посещают 130 учащихся. (ф. 142, оп. 1, д. 291, л. 8)
На 1996-1997 учебный год Дворец как учреждение, оказывающее образовательные услуги, имел 500 детских клубов, секций, студий, творческих лабораторий и объединений по 82 направлениям науки, техники, спорта, искусства и культуры с общим охватом около 9000 учащихся. Старейшее научное общество учащихся имело более 100 секций, в которых занималось 5,5 тысячи старшеклассников. Из 200 педагогов Дворца высшую и первую квалификационную категорию имели более По результатам 1996-1997 учебного года стипендиатами областной администрации по разделу "Одаренные дети" стали 14 членов научного общества учащихся Дворца. (ф. 142, оп. 1, д. 384, л. 2)
Музыкально-хореографическим комплексом за 1996-1997 учебный год было проведено более 100 мероприятий, только на 21 отчетном мероприятии для родителей присутствовало 34.840 человек. (ф. 142, oп. 1, д. 385, л. 3).
В 1998 году были разработаны новые концептуальные подходы к развитию Дворца до 2001 года. Главной целью в новой концепции должно быть выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей не только базовыми знаниями за курс школы, но и имеющей высокий уровень интеллектуального развития. Эта цель должна быть реализована за счет введения в образовательно-воспитательный процесс современных методов обучения, воспитания и диагностики уровня развития личности.

1999 – 2002 годы

Решением Челябинской городской Думы от 08.02.2000 № 51/9 и приказом начальника Управления образования г. Челябинска  от 24.02.2000 № 295у Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворец творчества учащейся молодежи преобразовано в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.
В 2001 году приказом начальника Управления образования г. Челябинска от 05.07.2001 № 453 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской преобразован в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.
Полное название: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской». Сокращенное: ДПиШ.
Учредителем ДПиШ является Управление по делам образования города Челябинска.
ДПиШ учреждено с целью развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основными задачами ДПиШ являются:
- создание оптимальных условий для личного развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований детей и молодежи, их самообразования, творческого труда и профессионального самоопределения;
- социально-педагогическая адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- нравственное воспитание и формирование ценностно-значимых ориентации детей;
- организация содержательного досуга и профилактика девиантного поведения детей и т. д. (ф. 142, оп. 1; д. 500; л. 1-3.)
Структура аппарата ДПиШ на 1999 год (ф. 142, оп. 1, д. 497, л. 2-3.):
- директор;
- заместитель директора;
- заведующий отделом;
- заведующий библиотекой;
- художественный руководитель дворца;
- методист;
- библиотекарь;
- педагог дополнительного образования;
- педагог;
- концертмейстер;
- педагог психолог;
- балетмейстер;
- художник-постановщик;
- дирижер;
- главный инженер;
- инженер по компьютерной технике;
- электронщик;
- программист;
- лаборант по компьютерной технике;
- врач;
- административно-хозяйственная часть;
- бухгалтерия.
В 2002 году приказом начальника Управления по делам образования от 30.08.2002 № 1029 в структуре ДПиШ был создан Центр информационно-методического обеспечения. (ф. 142; оп. 1; д. 549; л 143)

2003 – 2006 годы

За период с 2003 по 2006 годы существенных изменений в наименовании, структуре и подчиненности фондообразователя не было.
Структура дворца на 2006 год: администрация - директор, заместитель директора, Центр информационно-методического обеспечения воспитания и дополнительного образования, ДЮСШ по баскетболу, Центр художественного творчества (хореография), Центр технического творчества, Научное общество учащихся, Центр по работе с одаренными детьми, Центр досуговых программ и праздников, ДЮСШ «Каскад», бухгалтерия, административно-хозяйственный отдел (ф. 142; оп 1; д. 577; л. 29-33)

2007 – 2010 годы

За период с 2007 по 2010 годы в ведомственной подчиненности, наименовании, структуре фонообразователя существенных изменений не было.
Структура Дворца на 2010 год (ф. 142, оп.1 д. 633.л. 6-9):
Руководство
             директор
             заместитель директора по учебно-методической работе
             заместитель директора по учебно-воспитательной работе
             заместитель директора по спортивно-массовой работе
             заместитель директора по научно-методической работе;
Центр информационно-методического обеспечения воспитания и дополнительного образования;
Центр досуговых программ и праздников;
Центр по работе со способными и одаренными детьми;
Центр технического творчества;
Научное общество учащихся;
Центр художественного творчества;
Детско-юношеская спортивная школа по баскетболу;
Центр информационных технологий;
Бухгалтерия.